Коллекционный дизайн в России: истории 9 авторов
2024 год можно назвать одним из прорывных для российского дизайна. Дизайнеры и студии стали ньюсмейкерами мировых дизайн-фестивалей — от Москвы до Парижа и Милана, от Нью-Йорка до Сан-Паулу. Вот девять историй, раскрывающих тонкости творческого процесса при создании коллекционных вещей.
свеху 120px
до фото 80px
Текст
Ольга Божко

Фото
архивы пресс-служб

Александра Гинева и Александр Добровский

sashaхsasha

Коллекция STEEL SERIES (Галереи SAMPLE, Galerie Paradis, Movimento Gallery, GSL Gallery)

«Наша студия работает и в области архитектуры, и в сфере предметного дизайна. Для создания своих объектов, одновременно игровых и монументальных, мы используем богатую визуальную библиотеку. В последней коллекции STEEL SERIES мы возрождаем исторические культовые формы. Стул Sella Curulis, стеллаж Étagère и подсвечник Lux Æterna словно объединяют фрагменты сакральных интерьеров и ритуалов. Этими изделиями мы отдаем дань уважения вневременному дизайну, приглашая отправиться в прошлое. Серия началась с подсвечника, выпущенного в 2023-м и представленного на групповой выставке Blue Steel в галерее GSL в Париже в январе 2024 года.



Первая серия была выполнена из дерева и шпона разных пород, а в этот раз было желание поработать со сталью. Нам нравится создавать предметы из мономатериалов. В работе над креслом Sella Curulis мы вдохновлялись величием и элегантностью римского курульного кресла — важного артефакта священных интерьеров и истории. Мы придали этому классическому дизайну минималистский и современный характер. Стул Sella Curulis, изготовленный из нержавеющей стали, одновременно утонченный и универсальный. Подсвечник-скульптура Lux Æterna задает тон всей коллекции, его типология вдохновлена церковной мебелью и ее ролью в истории. Книжная полка Étagère — новейшая модель в коллекции. Она изготовлена из нержавеющей стали и выглядит легкой и изящной. На этот раз мы черпали вдохновение из типологии башни, имеющей в архитектуре глубокое значение. Башня всегда являлась неотъемлемой частью исторической городской ткани. Так, стеллаж, напоминающий башню в интимном масштабе дома, становится центральным элементом для демонстрации личных артефактов и воспоминаний. Это изысканный и функциональный акцент для современного интерьера, соединяющего прошлое с настоящим».

Стеллаж Étagère, sashaxsasha. Фото: Евгения Баранова.

Лена Соловьева

«Арт-бюро 1/1 | Oneoverone»

Модули «Книжница/Knizhnitsa» (Booroom Gallery)


«Серия «Книжница"/ Knizhnitsa — это модули, образующие различные композиции. Мне интересны объекты, которые наделяются множеством функций. Вариант использования выбираете вы сами. Эти предметы могут быть низкими консолями, столиками, подставками или библиотекой. Они по-разному способны формировать пространство, растворяясь в нем или оказываясь интерьерным акцентом. Я использую в этой коллекции металл — холодный медиум, — который становится живым за счет действий мастера. Для меня важно человеческое прикосновение к материалу, которое я подчеркиваю в своих работах, порой, как в случае с металлом, очень трудозатратных.


Нержавеющая сталь — один из самых прочных и непростых материалов в обработке. И я намеренно сталкиваю виртуозную полировку и «рисование» по металлу. С одной стороны, они конфликтны, с другой — тесно связаны, и в этом контрастном сопоставлении ярче вы является совершенство и отличия каждой техники. Похожие приемы использованы в моих предыдущих работах, к примеру, в «Объектах — модулях». Вариации их сопоставлений также рождаются из возможности объединять части различными способами. Многогранность моих предметов из металла строится на эффекте отражения: он одновременно вбирает в себя свет и отдает его окружающему пространству».

Модуль «Книжница/Knizhnitsa» по дизайну Лены Соловьевой.
Модуль «Книжница/Knizhnitsa» по дизайну Лены Соловьевой.

Максим Щербаков

Supaform

Стул The Tomorrow of Yesterday

«Когда мы размышляем о месте вещи в современном мире и ее роли для нас, вспоминаются слова персонажа из „Талантливого мистера Рипли“ по поводу предметов: „Все начинается с холодильника. А потом, может, поживем здесь, ведь переезжать сложно, а раз остались, то давай купим диван“. Вещи обременяют, особенно в наше время, когда часто непонятно, где твой дом. Поэтому, если уже решились купить диван или стул, пусть он будет действительно стоящим. При этом вещь должна быть утилитарной, покрывать необходимые потребности человека. С другой стороны, она несет эмоциональный заряд, отвечая на более глубокие, внутренние запросы человека. Эмоциональный дизайн важен для моих последних выставок, в определенном смысле связанных между собой. И в том, и в другом случае я работал с черновыми необработанными материалами. Обычно я работаю с цветом — большинство моих предыдущих коллекций и изделий выполнены в ярких оттенках и сочетают различные материалы, такие как дерево, стекло и ткань. Однако для инсталляции на Cosmoscow, так же, как и для предыдущей выставки в Милане, я решил сосредоточиться на одном материале. Мне хотелось подчеркнуть сам творческий процесс. Для меня использование грубого и необработанного металла для всей коллекции — это шанс передать суть каждого предмета без лишних слоев. Такой подход имеет поэтичный оттенок».
Cтул The Tomorrow of Yesterday.

Семен Лавданский

Lavdansky Studio

Mosaic Сollection (3L Gallery)


«В Mosaic Сollection, как и в других наших проектах, осмысляется эстетика старинных храмовых ремесел, их применение в современном дизайне. Эта капсульная линейка, созданная эксклюзивно для 3L Gallery, посвящена мозаичному искусству. Рисунки и орнаменты, сложенные из кусочков стекла и смальты, служили символической разметкой в ранне­христианских церквях, украшали полы в римских катакомбах и стены средневековых соборов. Цветовая гамма вдохновлена творчеством Врубеля, который часто использовал насыщенную темную, черно-­синюю палитру, подчеркивающую сказочность и таинственность сюжетов.


Эту палитру можно встретить в его росписях соборов, живописных полотнах и мозаиках. Наряду с цветом для нас была важна игра с архитектоникой, и мы передали это в конструкции журнального стола Glass, созданного из стекла и металла. Его формы как бы стекают вниз, задавая определенный ритм и формируя характер изделия. В проекте большую роль сыграла подготовительная работа с шаблоном-матрицей, по которой растекалось стекло. Это деталь из кованого металла, полностью повторяющая габарит и сечение столешницы. В форме отчеканенных ножек нужно было добиться ощущения «текучести». Консоль Kitano вырезана из массива краснодарского красного дуба. Мне хотелось сохранить все природные особенности этого дерева, следы воздействия природных явлений, трещины и, главное, необычный красный цвет».

Зеркало Mosaic Mirror, Lavdansky Studio.
Консоль Kitano, Lavdansky Studio.
Стол Mosaic Mirror, Lavdansky Studio.
Фото: Варвара Топленникова.

Александр Плоткин

Бюро SKNYPL

Модульная конструкция Six Benches (галерея SAMPLE)

«Для нашего архитектурного бюро коллекционный дизайн является удобным, быстрым и эффективным инструментом развития дизайнерской философии. Это способ исследовать новые смыслы и назначения объектов в человеческой среде. Также он дает возможность участвовать в глобальном культурном дискурсе. Весь год мы активно выставлялись на дизайн­-фестивалях: в рамках Edit Napoli в Неаполе, Collectible в Брюсселе и Нью-­Йорке. В фокусе наших последних проектов находятся исследования устойчивого развития. Также нас интересует дерево как материал и объекты, допускающие множество пространственных сценариев использования. Мы инициировали проект Dubrava Research, целью которого является восстановление широколиственных лесных экосистем. Он станет основой мета­ вселенной, посвященной сосуществованию человека и лесов в бу­дущем. Мы постоянно ищем способы повторного использования де­рева. В новом проекте Six Benches также объединены экологический и игровой подход. Это такой объект­ процесс. Его можно адаптировать под разные нужды и пространства, превращать из длинной скамьи в шезлонг, создавать различные геометрические композиции. Серия состоит из шести сегментов разной длины и цвета, изготовленных из столетней древесины, оставшейся от сноса домов в Тбилиси. Минимальная обработка материала подчеркивает его естественную красоту и текстуры различных пород: дуба, бука, ели и сосны. Единственный элемент машинного производства, контрастирующий с натуральной древесиной, — это алюминиевая фурнитура, петли для соединения сегментов и ручки».
Модульная конструкция Six Benches по дизайну бюро SKNYPL.

Зоя Мамонтова

Бюро ZOYA MAMONTOVA

Поднос для благовоний «Принцесса на горошине»
(Booroom Gallery)

«При создании этого предмета я обращалась к идее сакральности. Здесь важно все — от конструкции до выбора материалов. Ступенчатая форма стала метафорой иерархии ценностей человека, самой важной из которых оказывается замедление. Человек получает возможность обратиться к себе через ритуальность плавных движений при взаимодействии с этим объектом. Это медитативный опыт — сам предмет является пазлом, детали которого дополняют друг друга. Нижнюю часть можно использовать как поднос, а верхнюю как подставку для ароматической палочки.

Материалы этих ступеней подчеркивают красоту каждого уровня предмета. В его основании — опаленный кедр high gloss на латунных ножках. Далее красный травертин и художественная латунь ручной чеканки в цвете темной бронзы. Оптическое цветное стекло из цельных блоков периода СССР завершает композицию. Творческий процесс важен для меня, идеи приходят постоянно. Я много путешествую, обожаю погружение в другую среду. В моей сумочке всегда найдутся блокнот и ручка, в идеале перьевая, но в полетах удобнее обходиться без туши. Возникающие мысли я фиксирую — это бесконечный процесс поиска идеала, красивого звучания образа, его материализации.

Меня вдохновляет работа с мастерами своего дела. Важно полностью довериться знатокам, чтобы получить целостную вещь, каждая деталь которой отточена. А еще баланс несочетаемого. Представьте Шанхай, живой и дерзкий мегаполис, и вдруг посреди этого буйства вы обнаруживаете себя в медитативном саду Конфуция, где есть только здесь и сейчас. Мой новый предмет является способом остановить бесконечный бег, подключить свои чувства — зрение, обоняние, осязание. Вы поджигаете ароматическую палочку, вдыхаете и хотя бы ненадолго, на минуту или час, возвращаетесь к себе».
Поднос для благовоний «Принцесса на горошине».

Вера Одынь

Бюро FORM

Стул Clipchair

«Предметным дизайном я занимаюсь давно в рамках проектов бюро FORM. Однако отдельные проекты, не связанные с текущими задачами, делаю довольно редко. Эскиз Clipchair появился в 2022 году, когда я разрабатывала свои первые арт-объекты из алюминия на фабрике Eos в Бразилии, в городе Убераба. Этот металл — мой фетиш, меня манит его мягкое теплое свечение. На первом этапе я обычно работаю с глиной, чтобы руками передавать эмоции в процессе создания скульптур. Позже по глиняной форме отливаются объекты из металла. Фабрика Eos специализируется на создании необычных предметов мебели, и для меня идея создания объектов из алюминия именно здесь была органичной.

Помню, как захотелось придумать что-то честное, нарисованное без отрыва руки от листа. Так появился первый эскиз. Прототипированием почти два года занимались в Бразилии: искали нужные сечения металла, радиусы изгибов. Конструкция стула при кажущейся простоте сложна в исполнении. Каждый экземпляр делается вручную. В России своя специфика производства и технология. В процессе создания Clipchair элементы перемещаются по разным производственным площадкам, логистика трудоемкая и требует особой концентрации. Стул для России произведен из стали, здесь хорошо понимают специфику обработки этого материала. Clipchair — это вещь в себе. В структуре этой лаконичной конструкции чувствуется внутреннее напряжение и баланс».
Стул Clipchair по проекту Веры Одынь.

Дмитрий Столбовой

Syndicate Architects

Стул Polygon (галерея Seréne)


«В этих объектах мы продолжаем эксперименты с цифровым производством, смещая акцент в сторону визуальной идентичности. Названия PIXEL и POLYGON Chairs говорят сами за себя. Мы решили поиграть с цифровой эстетикой виртуальных пространств и компьютерной графики 90-х годов. Эти пространства имеют свои особенности: с одной стороны, предметы в них лишены веса, поэтому многие узлы выглядят эфемерно, словно пиксели, которые не пересекаются, но вместе образуют целостное изображение. С другой стороны, ограниченное разрешение компьютерной графики того времени не позволяло передавать большое количество деталей, и объекты часто упрощались. Отсюда и название второго стула — POLYGON Chair, или low-polygon-стул. Для всех объектов мы выбрали честные долговечные материалы, которые со временем приобретают патину, дающую объекту новую ценность. Каждая деталь по отдельности абсолютно абстрактна; только вместе они складываются в привычный объект. В итоге стул возникает из набора абстракций, словно объект компьютерной графики».

Стул POLYGON по дизайну Syndicate Architects.
Стул и стол POLYGON по дизайну Syndicate Architects.
Фото: Варвара Топленникова.

Ольга Трейвас

Стол 23° - 46° SAO PAULO для бренда Archipélago

(впервые был показан на ярмарке Cosmoscow на cтенде A-House)

«В создании стола 23° - 46° SAO PAULO нам все давалось легко. Это нельзя объяснить каким-то особенным везением или стечением обстоятельств. Просто часы работы трансформировались в отличный результат. Даша Белякова и ее компания Archipélago предложили сделать предмет мебели специально для них. И этот объект должен был объединить ДНК наших компаний. Если изучить линейку мебели Archipélago, в названиях предметов часто встречаются отсылки к географическим объектам. Это и стало отправной точкой. Город, в котором я провожу много времени и работаю — Сан-Паулу, — известен сильной модернистской архитектурной школой, возникшей в середине ХХ века. Характерными признаками этого стиля являются четкие прямые линии, брутальные формы, акцент на функциональность и рациональность. Мы использовали этот „рецепт“ при проектировании и поставили на основание стола шахматную фигуру — наш тотем.

Так получился журнальный стол 23° - 46° SAO PAULO. Шахматный рисунок прерывают ножки подстолья, зафиксированные „без гвоздя“ — традиционным для бразильской мебели методом крепления. Сбивка узора вместе с запрограммированными пустотами превращает предмет в головоломку, которую не терпится разгадать. Этот стол, выпущенный ограниченным тиражом, может стать центром дома или общественного пространства. Забавно, что эта типология решения пространства в Бразилии так и называется Mesa de Centro („стол в центре“). О процессе производства можно сказать только одно — это удовольствие, слаженная командная работа, сотрудничество с опытными мастерами в работе с деревом и кожей».
Стол 23° – 46° SAO PAULO, спроектированный Ольгой Трейвас.
Фото: Диана Вешкурцева.

Этот материал вы также можете прочитать на страницах восьмого номера WoL.

Журнал WoL. Номер 8, 2024
000023
1950
поделиться
другие истории
Что посмотреть на Cosmoscow 2024: обзор секции «Дизайн»
Дизайн

Что посмотреть на Cosmoscow 2024: обзор секции «Дизайн»

С 25 по 27 октября в «Тимирязев Центре» свои работы представят 87 галерей. Рассказываем об участниках секции «Дизайн»: они с легкостью борются за внимание с искусством, рассуждают о будущем и претендуют на вечное.
История бренда Delo: как Арсений Бродач открывает новые горизонты
Дизайн

История бренда Delo: как Арсений Бродач открывает новые горизонты

Бренду Delo в 2024 году исполнилось 10 лет. Рассказываем, как Арсений Бродач вместе с командой открывает новые горизонты и старается сделать этот мир лучше.
магазин