С 6 по 8 декабря в Москве пройдет третий выпуск ярмарки современного искусства |catalog|. В этот раз в ней примут уже 55 российских галерей, стенды которых расположатся на двух этажах исторической типографии Ивана Сытина на Пятницкой улице.
С каждым годом число участников и посетителей только увеличивается, поэтому мы решили узнать у основателей ярмарки, чем объясняется ее растущая популярность и что делать начинающим коллекционерам.
С чего начать коллекцию и что важно знать о современном искусстве: интервью с основателями ярмарки |catalog|
свеху 120px
до фото 80px
Текст
Екатерина Карпухина

Фото
Архив пресс-службы, Дмитрий Цой,
Варвара Топленникова, Николай Казеев
Ярмарка современного искусства |catalog| проводится два раза в год и предлагает необычный подход к экспонированию: все участвуют на равных условиях, а места распределяются жеребьевкой. Весной галереи представляют хедлайнеров, а зимой — новых авторов. В этом выпуске, например, все участники должны показать минимум одного молодого художника на своем стенде.

Александр Шаров

Cооснователь галереи «11.12» и инициатор ярмарки |catalog|

В какой момент родилась идея создать ярмарку? Повлияло ли на это какое-то событие или же решение обдумывалось долго и планомерно?

— Повлияло, наверное, большое количество участия в других ярмарках — и за рубежом, и в России. Мне всегда хотелось, чтобы это событие было более профессиональным и чтобы люди, создающие ярмарки, были из клана галеристов, искусствоведов и кураторов.

Многие крупные ярмарки были ранее придуманы людьми бизнеса, у них понятная цель. А мы же, участники и галеристы, не были вовлечены в процесс. Поэтому решили создать IcatalogI для самих себя с пониманием проблем, которых нужно избежать, и со знанием того, как это нужно делать. Вот так потихоньку от инициативы мы перешли к действию.

А вы сами коллекционируете искусство?

— Покупаю. Не так, может быть, часто. Но иногда приобретаю что-то на аукционе Vladey или у художников.

В программе весенней ярмарки была дискуссия «Зачем люди и корпорации собирают искусство». Как бы вы сами ответили на этот вопрос?

— Мы говорим о современном искусстве. И само слово «современное» означает соответствие времени. Поэтому по этим работам мы можем идентифицировать, что же было создано в конкретный период. Так, музеи, корпорации и коллекционеры формируют фонды и отражают тот мир, в котором мы живем, те события, которые происходит вокруг.

Кто-то разделяет современное искусство на направления, будь то живопись или графика, скульптура или арт-объекты. Кто-то собирает определенные имена, кто-то — работы в определенной технике. Но корпорациями и коллекционерами все же движет один мотив.
В программе весенней ярмарки была дискуссия «Зачем люди и корпорации собирают искусство». Как бы вы сами ответили на этот вопрос?
— Мы говорим о современном искусстве. И само слово «современное» означает соответствие времени. Поэтому по этим работам мы можем идентифицировать, что же было создано в конкретный период. Так, музеи, корпорации и коллекционеры формируют фонды и отражают тот мир, в котором мы живем, те события, которые происходит вокруг.

Кто-то разделяет современное искусство на направления, будь то живопись или графика, скульптура или арт-объекты. Кто-то собирает определенные имена, кто-то — работы в определенной технике. Но корпорациями и коллекционерами все же движет один мотив.
Вы сказали, что иногда покупаете работы. Тоже выделяете какие-то направления или выбираете определенных художников?
— Нет, я покупаю только то, с чем я могу жить. То, что действительно будет меня радовать, жить в моей коллекции, в моем доме. Это для меня основной критерий.
А есть какие-то художники, за которыми вы особенно пристально следите?

— Не могу сказать, что пристально сижу, но я очень погружен во все это и вовлечен. То есть насмотренность большая. Я посещаю много выставок, сам их открываю, хожу по музеям.

А какой совет вы бы дали тем, кто хочет начать коллекционировать искусство, но не знает, с чего начать?

— Первое, что я бы рекомендовал, — выделить бюджет, который будет не жалко потратить на то, что действительно нравится. Даже если художник не подорожает со временем, не станет известным, то работа все равно будет продолжать радовать.

Можно давать много рекомендаций, что покупать, а что нет, но люди при этом будут жить с тем, что они сами не выбирали. От этого может появиться разочарование. А это очень страшная история — когда человек купил, ему чего-то наобещали, а этого не произошло. Все. Больше вы этого человека на ярмарку не затащите.

Какая обратная связь от участников и гостей для вас особенно ценна? Какие слова вам всегда приятно слышать?

— Для меня даже не слова важны, а события. С каждой ярмаркой все больше людей. Посетители идут, ждут, следят. Все больше и больше участников нашего рынка хотят попасть в |catalog|. Для меня это очень важный критерий. Это как раз тот фидбэк, который говорит о том, что мы все делаем правильно

Алина Крюкова
Основательница галереи a—s—t—r—a и соосновательница ярмарки современного искусства |catalog|.
С каждым годом растет количество участников, гостей тоже становится ощутимо больше. На прошлом превью, насколько я помню, вообще были очереди на вход. Как вы считаете, чем объясняется растущая популярность ярмарки и в целом современного искусства?

— Это мой любимый вопрос. И я нашла для себя ответ. Когда я заходила в арт-рынок в 2017 году, мне бизнес-консультанты говорили: «Ты идешь к неподготовленной аудитории, потратишь много денег на маркетинг, на людей. В итоге не будет окупаемости, расстроишься и уйдешь в другой проект». А я всем отвечала: «Ребята, вы ничего не понимаете, у меня другое мнение».

Начиная с 2000-го года институции, такие как «Винзавод», «Гараж», MMOMA, Cosmoscow,
различные школы, настолько много вложили усилий, средств и времени для того, чтобы подготовить аудиторию к современному искусству, что уже в 2022-м году мы увидели повышенный интерес. А сейчас он сверхповышенный. Мы живем на подъеме тренда интереса к современному искусству — реализованной мечте всех арт-энтузиастов.

Перечисленные институции вырастили поколение, которое, собственно, сегодня стоит в очередях на ярмарки и выставки. Это то поколение, которое осталось в России и не может активно в прошлых объемах тратить деньги на культурный досуг в других странах. Но у них осталась потребность в этом. Поэтому |catalog| возник как некий отклик. Это профессиональное сообщество, созданное галеристами. Это ярмарка, которая как раз-таки должна дать качественное предложение на суперповышенный спрос.

Поэтому первая причина популярности — это выросшая благодаря усилиям энтузиастов аудитория. Вторая — огромное количество оставшихся в России людей, которым хочется тратить с умом деньги. Но есть и третья — большое количество заинтересованных, но пока не понимающих ценность объектов современного искусства. Из них тоже уже через 3−4 года образуется лавина покупателей — это вопрос времени. Главное, чтобы художники не подкачали.
А как обстоят дела с художниками?
— У нас в галерее a—s—t—r—a уже второй год проходит open call для участия в групповой выставке a—s—t—r—a OPEN. Как раз сейчас открыт прием заявок на участие в шестом выпуске. На предыдущие нам присылали от 750 до 860 заявок. Это огромное количество, это люди, которые именуют себя художниками и кто активно участвует в развитии своей карьеры.

Поэтому у меня надежда не умирает — я верю в наших художников. Они начали понимать, что карьера зависит исключительно от них, а не от какого-то мифического галериста, куратора или коллекционера, который придет и их осчастливит. И это тоже заслуга нашего дополнительного образования в области современного искусства.

На |catalog| мы уже третий раз реализуем проект Fresh Talent при поддержке «Мясного дома Бородина». Это как раз образовательный проект, который начинается за два месяца до ярмарки и в рамках которого мы даем художникам возможность для полноценного погружения в арт-рынок. Мы отсматриваем, коммуницируем, даем обратную связь — что работает, что нет. После этого проводим занятия по ценообразованию, разбираем юридическую сторону: как формировать документы, как подписывать договор и что там нужно учитывать.

После этого художники — многие без опыта работы с галереями и опыта продаж — попадают на ярмарку и начинают взаимодействовать с галеристами и коллекционерами, прессой, кураторами. Работы двух художников даже купили в музейные коллекции МАММ и ММОМА
А как увидеть в молодом художнике потенциал? Как отобрать из сотен заявок тех, у кого точно есть перспектива развития?
— Я отсматриваю все заявки лично. Это требует времени, внимательности, но мне крайне важно, потому что я вижу срез, понимаю, чем сейчас болеет арт-сообщество,
кем вдохновляется, какие общие темы.

Как отобрать? Первое — это даже не насмотренность, а ощущение новизны. Потому что я вижу повторы, но и вижу, когда люди предлагают что-то уникальное. Вот здесь уже стоит присмотреться.

Второе — если у художников уже были какие-то отборы в резиденции, на выставки, то я смотрю на профессиональный выбор своих коллег, потому что не являюсь куратором или дипломированным искусствоведом.

А как рассмотреть свежесть и дерзость? Когда человек не подстраивается под рынок, под галерею, под модную повестку, когда человек просто работает «из себя», то это сразу видно. Когда он не течет по реке, а берет весло, доску и по ручью засохшему пытается пробиться, пытается какую-то тему вскрыть, то здесь, даже если это коммерчески абсолютно невыгодно, все равно становится интересно, а что же он сможет выдать?
Какой совет вы бы дали тем, кто хочет начать коллекционировать искусство, но не знает, как сделать первый шаг?

— Просто начать. Открыть приложение банка и создать счет «Моя коллекция». И начать туда переводить в течение времени какую-то сумму денег, которую вы бы сливали на рестораны, на ненужные очередные туфли. В общем, избегать излишнего потребления, а скидывать все туда. Через пару месяцев у вас наберется приличная сумма. После этого вы берете проводника, желательно куратора или хорошего арт-эдвайзера, и идете на ярмарку, если она вдруг есть. Или же идете по галереям.

В первые проходки вы ничего не покупаете. Смотрите, на что вы откликаетесь. Потому что, если вы никогда не покупали, вам надо понять свой вкус. Соответственно, он формируется опытным путем — вы ногами должны пройти сотни километров, чтобы понять, что нравится и что не нравится.

Получается, коллекционирование — это зависимость?

— Из зависимости можно выйти, потому что есть доктора, а из коллекционирования — нельзя.

Софья Троценко
Основатель ЦСИ «Винзавод» и инициатор ярмарки |catalog|
Какой совет вы бы дали тем, кто хочет начать коллекционировать искусство, но не знает, как сделать первый шаг?

— Я очень советую сначала сформировать насмотренность: походить по выставкам, посетить несколько ярмарок и понять, что нравится. Пути может быть два: первое — начать покупать самому. Набивать где-то шишки, где-то, конечно, делать правильные шаги. Приобретать сначала недорогое искусство и то, что нравится.

Второй путь — воспользоваться советом эксперта, профессионала. Но в обоих случаях точно нужно прислушиваться к советам состоявшихся участников рынка. Информацию об этом можно почерпнуть на сайте «Ассоциации галерей» и на сайте самих представителей.

Какая обратная связь от участников и гостей для вас особенно ценна?

— Особенна ценна обратная связь относительно искусства и профессионализма, комфорта посещения ярмарки — это то, что касается и участников, и посетителей. Потому что ярмарка делается, конечно, с целью продажи искусства, его популяризации. И когда людям удобно и приятно это делать, то это всегда очень ценно.
поделиться
другие истории
Образ жизни

Образ жизни: интерьерный фотограф Полина Полудкина

Интерьерный фотограф и автор телеграм-канала «Любим Уважаем Дорожим» Полина Полудкина рассказала WoL о своей квартире, домашних ритуалах и вещах, которые она особенно ценит.
магазин